Три из 15 новых улиц Уфы названы в честь прославленных железнодорожников Куйбышевской магистрали – Ивана Спатара, Рашита Манурова и Фёдора Крекова. Такое решение приняли в среду депутаты городского совета башкирской столицы.
Улицы имени железнодорожников находятся в Дёмском районе Уфы, расположенном на левом берегу реки Белой на юго-западе города. Своим появлением район обязан именно железной дороге: в 1887 году в Башкирии был построен разъезд Дёма из трёх приёмо-отправочных путей. Дёмский район развивался вместе с железной дорогой, и сегодня это мощный узел Куйбышевской магистрали, включающий крупную сортировочную станцию, локомотивное и вагонное депо, вокзал и другие структурные подразделения Башкирского региона магистрали.
Иван Спатар (1919–1985) – кавалер двух орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, депутат Верховного совета Башкирской АССР четырёх созывов, участник Великой Отечественной войны. «В те годы выполнялись важные государственные задания по доставке нефтепродуктов, химических удобрений, чёрных металлов для предприятий страны. Порядка 5 тыс. тружеников железнодорожного транспорта были удостоены государственных наград. Жизнь почти каждого десятого жителя тогдашней Башкирской автономной социалистической республики была прямо связана с отделением дороги. Например, Иван Парфёнович Спатар свою первую награду получил во время войны за чёткую и бесперебойную отправку воинских эшелонов на фронт», – отметил ветеран КбшЖД, в прошлом начальник Башкирского отделения (1998–2004), почётный железнодорожник СССР Николай Протасов.
После учёбы в 1950-х годах в Академии железнодорожного транспорта МПС СССР Иван Парфёнович возглавил Абдулинское отделение КбшЖД, затем работал главным инженером магистрали. В 1963 году Иван Спатар был назначен начальником Башкирского отделения КбшЖД и трудился в этой должности 20 лет вплоть до выхода на пенсию. За это время объём эксплуатационной работы в регионе вырос в два раза, были построены электрифицированная линия Белорецк – Карламан протяжённостью более 200 км и новый железнодорожный вокзал, началось строительство Южного железнодорожного обхода Уфы.
Герой Социалистического Труда Рашит Мануров (1926–1993) – машинист паровоза, машинист-инструктор локомотивного депо Дёма, почётный железнодорожник СССР (1967). На Куйбышевскую дорогу Рашит Нигматуллович пришёл в 1943 году, начинал кочегаром в паровозном депо Дёма. Работал помощником машиниста и машинистом паровоза. В 1955–1963 годах – машинист, машинист-инструктор локомотивного депо станции Дёма. Рашит Мануров выступил инициатором соревнования по вождению тяжеловесных поездов на сэкономленной электроэнергии. За счёт умелого вождения и применения рекуперативного торможения вес поездов был увеличен с 3,2 до 4 тыс. тонн.
Трудовая биография Героя Социалистического Труда, почётного железнодорожника СССР Фёдора Крекова (1919–2007) тоже связана с локомотивным депо Дёма. В годы Великой Отечественной в качестве старшего машиниста Фёдор Андреевич водил паровоз-бронепоезд на Западном, Брянском и 1-м Украинском фронтах, воевал на рубежах Волоколамского шоссе, участвовал в обороне Москвы, освобождении Польши. С 1946 года трудился машинистом паровоза депо Дёма, заместителем начальника депо, старшим машинистом, с 1955 по 1990 год – машинистом электровоза.
По cловам Николая Протасова, увековечивание памяти легендарных людей Башкирии – большое и нужное дело для всей республики и страны. «Результатами их работы мы пользуемся до сих пор – это вокзалы, станции, железнодорожная инфраструктура в регионе», – отметил ветеран транспорта..