Солдаты Великой Отечественной войны... Каждый из них достоин тёплых слов. Мы, рождённые через пятнадцать-двадцать лет после Победы, сами давно уже не мальчишки. Успели походить в погонах. Но у каждого из нас бывают моменты, когда на время мы вновь становимся мальчишками, а наши отцы - солдатами. Потому что Великая Отечественная была для нас не просто разделом в учебнике истории, и уж совсем не безликой аббревиатурой "ВОВ"...
Я и мои одноклассники до сих пор помним, как в Советском военкомате Уфы нашим отцам вручали юбилейные медали "Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Один за другим становились в строй ветераны фронта и тыла. Высокий седой полковник назвал нашу фамилию. Отец сразу как-то выпрямился, помолодел. И, получив награду, торжественнои как-то проникновенно произнёс: "Служу Советскому Союзу!"
Вспоминая сегодня этот эпизод, я вновь почувствовал себя парнишкой, который очень гордился своим отцом,его наградами.В этот день приходили два отцовских друга , они садились в зале без домочадцев,, выпивали, очень долго разговаривали.Мои попытки послушать разговоры старых солдат не увенчались успехом.Гости выдавали мне праздничный червонец, набор праздничных значков и марок ,по-взрослому жали руки, и , затем « ободренный» отцовским подзатыльником я оказывался за дверью. Перед глазами всплыло то, как поздравлял папу с наградой, как пытался завести разговор о войне. И как в очередной раз он не получился, не склеился... Так было всегда. А ведь я прекрасно помню: когда шли документальные фильмы о войне, то отец, уже немолодой человек, незаметно смахивал с глаз слезинки. Может быть, именно поэтому мне так дорог эпизод в замечательном фильме режиссера Леонида Быкова "Аты-баты, шли солдаты" - один из героев в такой же вот пронзительный момент говорит: "Мужчины не плачут, мужчины огорчаются...".
Уже потом, на Южном кладбище, после того как отца похоронили, его однокашник и друг-железнодорожник рассказал об их первой встрече с врагом.
Их, первокурсников Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта- тогда военного вуза , бросили на восстановление разрушенного фашистами железнодорожного полотна. Из окружённого с трёх сторон гитлеровцами Харькова железнодорожники вывозили детей и женщин, солдат, военные предприятия, боеприпасы. Тогда ребята приняли двойное крещение: и как железнодорожники, и как воины.
Половина студентов отстреливались от фашистского десанта из стареньких мосинских "трёхлинеек", другая половина меняла развороченные тяжёлыми снарядами рельсы и шпалы. Благодаря этим девятнадцатилетним голодным и израненным вчерашним школьникам, десятки эшелонов вырвались из немецкого котла. Их самих потом подобрал последний, чудом вырвавшийся из города воинский состав. У ребят даже не было сил подняться в теплушки - пацанов на руках заносили солдаты, половина навечно осталась лежать на насыпи. А потом угощали своих спасителей необычным блюдом из варёной слонятины - немецкий лётчик, куражась, расстрелял всех животных Харьковского зоопарка...
Уже спустя годы я вдруг осознал, что тогда боевые друзья отца-русские ,украинцы,белорусы,башкиры,карелы,евреи, поминая ушедших товарищей горькими от горя фронтовыми ста граммами, всегда закусывали их простым черным хлебом, густо посыпанным солью...Отца похоронил 30 лет назад.И все эти годы , уже сам , будучи взрослым человеком, всегда поздравлял его друзей с Днем Победы, всегда даря бутылку водки с «победной» символикой и всегда ,получая в ответ немудреный подарок..Обидно ,что последние пять лет поздравлять уже некого – годы берут свое.И ещё: отец с каким-то особым уважением относился к простенькой, почерневшей от времени солдатской медали "За Победу над фашистской Германией" (хотя были и другие, более высокие награды), на которой читались не подвластные годам и ветрам мудрые, незаслуженно забытые слова: "Наше дело правое. Мы победили!"