Инспектор по делам несовершеннолетних Центра общественной безопасности Рената Загидуллина и её подопечные – ученики школы № 14 приняли участие в презентации экспозиции живописи уфимских художников-фронтовиков «Когда закончилась война…» в Национальной библиотеке им. А.-З. Валиди. Вниманию посетителей организаторы выставки в честь 72-й годовщины Победы представили полотна семи известных мастеров Башкортостана – участников Великой Отечественной войны.
Просмотр фильма тележурналиста Татьяны Красновой «Краски войны» с документальными съемками 1995 года художников республики, прошедших войну, внёс особую щемящую ноту в ход презентации. Пятерых из семи художников, чьи работы представлены в эти дни в выставочном зале Национальной библиотеки, уже нет среди нас.
Николай Супрун на днях отметил своё девяностолетие. Через два с половиной месяца такая же дата – у народного художника РБ Григория Круглова. В силу обстоятельств они не смогли присутствовать на презентации, но о выставке знают и рады её проведению.
В экспозиции нет произведений военной тематики. Идеалом многих художников-фронтовиков стала мирная жизнь, красота родной земли. Каждый из них самобытен, каждый открывает для зрителя свой неповторимый мир. Они сражались ради жизни. У каждого из них была своя фронтовая судьба, свой ратный путь по освобождению Отчизны. А семьдесят два года спустя они – своими картинами – собрались в уютном торжественном зале старинного дома на улице Октябрьской революции, чтобы порадовать чудесными картинами потомков, ради которых шли в бой.
Григорий Михайлович Круглов – народный художник РБ, заслуженный художник БАССР. Ушел на фронт в неполные семнадцать лет. С момента начала боевых действий на Японском фронте был радистом полка связи, участвовал в освобождении Манчжурии, Кореи. «Упрямым реализмом» назвал творчество Круглова Мустай Карим.
Николай Митрофанович Супрун в годы Великой Отечественной войны служил сапером, участвовал в разминировании территории Белоруссии. Воевал в войсках связи на границе с Польшей. Участник Парада Победы в Москве. Большую часть жизни после войны он посвятил развитию детского художественного образования в Уфе.
Художники теперь уже «Бессмертного полка»:
Геннадий Васильевич Огородов (1907 – 1987) – заслуженный работник культуры БАССР, член Союза художников БАССР. Воевал с 1941 по 1945 годы. Был командиром взвода. Реалист старой закалки, он создал удивительные произведения. У Геннадия Огородова, кроме таланта живописца, был талант педагога. Среди его учеников много именитых художников.
Алексей Васильевич Храмов (1909 -1978) – заслуженный художник БАССР. Член Союза художников СССР (РФ). Награжден Орденом Красной Звезды. С первых дней войны участвовал в самых кровопролитных сражениях (битва под Сталинградом, форсирование Днепра). В составе гвардейского танкового корпуса воевал на Ленинградском фронте. Вернулся домой в декабре 1945 года после победы над Японией.
Владимир Павлович Пустарнаков (1924 – 2000) – заслуженный художник РБ, лауреат Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева. Член Союза художников СССР (РФ). Награжден Орденами Отечественной войны I и II степени. Гвардии лейтенант 92-го Гвардейского стрелкового полка Степного, II Украинского фронтов. Командовал пулеметным взводом, не раз держал с ним оборону на передовой от Воронежа до Кременчуга. Получил тяжелое ранение при форсировании Днепра.
Григорий Ефимович Харин (1924 – 2005) – заслуженный работник культуры БАССР. Член Союза художников СССР (РФ). Награжден двумя Орденами Красной Звезды и Орденом Отечественной войны II степени. Закончил школу военных разведчиков. По дорогам войны прошел от Москвы до Восточной Пруссии. После войны трудился на Уфимском моторостроительном заводе, но свою мечту стать художником все-таки осуществил.
Константин Александрович Головченко (1925 – 2003) – заслуженный художник БАССР. Член Союза художников СССР (РФ). Добровольцем ушел на фронт в возрасте 18 лет. При форсировании Днепра под Киевом был тяжело ранен, вышел из госпиталя инвалидом. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени. Во многом реализовался как театральный художник, работая в театрах Уфы и других городов страны.
«Искусство должно возвышать человека, освобождать его от всего мелкого, пошлого, принижающего», - слова Мартироса Сарьяна в полной мере можно считать своего рода эпиграфом выставки «Когда закончилась война…».